Бесплатная юридическая помощь.
- Ждем ваших обращений!
Оглавление:
Ни дня без инструкций × Ни дня без инструкций
Анализ фонда заработной платы — это несложный процесс, который поможет создать оптимальные условия оплаты сотрудникам и найти ресурсы для экономии денег. Последнее особенно важно, ведь расходы на зарплату — это основная часть затрат любого предприятия. Расскажем, как провести анализ использования фонда заработной платы, на примере разберем проблемы и ошибки. 13 августа 2023 Автор: Евдокимова Наталья Зарплата — это особый экономический показатель, который является не только источником доходов трудоспособного населения, но и играет роль стимулирующего фактора, направленного на повышение производительности труда.
Действующие системы оплаты труда устанавливают следующую структуру ФОТ: Основная или постоянная ЗП — гарантированная часть, например, должностной оклад.
Стимулирующие выплаты — суммы, которые выплачиваются работникам за достижение определенных результатов. Компенсационные выплаты — средства, компенсирующие особые условия и формы труда, например, доплаты
Фонд оплаты труда является важной составляющей планирования бюджета компании.
Любые неточности или ошибки могут привести к негативным последствиям.
При отсутствии фонда зарплаты организация не способна нормально функционировать, так как излишки влияют на размер себестоимости, что значительно снижает прибыль.
Формированием ФОТ занимаются организации самостоятельно, с учетом финансового состояния и планирования.
Руководители должны знать регламенты определения ФОТ. Начальник должны планировать годовые показатели.
Резервные фонды позволят покрыть долговые обязательства по оплате труда при отсутствии в бюджете средств и резервировать излишки денежной массы.
Ее размер будет определять квалификация сотрудника, обстоятельства работы и сложность поставленных задач. ФОТ – суммарный показатель затрат компании на вознаграждение работников в натуральном или денежном эквиваленте без учета источника финансирования. Экономическое законодательство РФ не предусматривает понятие «фонд оплаты труда».
Основные понятия можно взять со статьи 255 НК. Экономисты и бухгалтера рекомендуют относить к этому термину общий размер выплаченных средств всем работникам, которые работали в организации в рассчитываемый период.
Подписаться на эту запись блога Отписаться Печать 25.07.2017 Варфоломеева Инна Васильевна HR-менеджмент 18769 просмотров Цель бюджета ФОТ Одна из самых затратных статей бюджета любой организации – фонд оплаты труда (ФОТ). Ошибки при планировании ФОТ могут существенно повлиять на весь бюджет организации, привести к серьезным последствиям.
В связи с этим ответственным за бюджетирование необходимо уделить данной задаче особое внимание и как можно более точно запланировать расходы на оплату труда персонала.
Ответственные за бюджетирование Как правило, бюджет ФОТ совместно разрабатывают: руководитель службы персонала; специалисты финансовой или планово-экономической службы: экономист по труду, бухгалтер по заработной плате, главный бухгалтер; сотрудники службы персонала, ответственные за планирование и контроль расходов, включенных в ФОТ (менеджер по кадровому учёту, менеджер по компенсациям и льготам); руководители подразделений (в рамках своего подразделения). В зависимости от стандартов бюджетирования, основную ответственность за результат составления ФОТ возлагают, как правило, на руководителя службы персонала или, если в организации есть отдел организации труда и заработной платы (ОТиЗ), на руководителя данного отдела.
Затем документы, обосновывающие затраты на оплату труда персонала, передаются
Фонд оплаты труда — это удобный инструмент планирования затрат на персонал. Читайте о том, что в него входит, как рассчитать и спланировать, скачайте образцы необходимых документов Хотя понятия ФОТ и фонда заработной платы (ФЗП) в чем-то схожи, но все же есть и разница. Когда мы говорим о ФЗП, то речь идет только о тех суммах, которые причитаются персоналу за отработанное время.
ФОТ — это те же суммы на зарплату плюс социальные выплаты и компенсации. Прогнозирование его величины играет важную роль в годовом бюджетировании, ведь это позволяет проводить анализ зарплатных расходов как по организации в целом, так и в разрезе отдельных структурных подразделений и отделов. Части ФОТ законодательно не прописаны, поэтому его состав в различных источниках может различаться.
Некоторые работодатели добавляют в расчет затраты на подбор, обучение и адаптацию персонала, но это неверно. Сам показатель может рассчитываться как помесячно, так и в целом за год.
Итак, из чего состоит фонд оплаты труда:
Артемова И.В.,главный бухгалтер, консультант Для выполнения государственного (муниципального) задания учреждениям выделяется финансовое обеспечение в виде субсидии.
Средства на оплату труда, а также начисления на выплаты по оплате труда входят в состав финансового обеспечения как в качестве непосредственных затрат, связанных с оказанием государственных (муниципальных) услуг, так и в качестве общехозяйственных затрат.
Рассмотрим основные проблемы планирования фонда оплаты труда в целях расчета финансового обеспечения на выполнение государственного (муниципального) задания.
Положения нормативных актов, а также документы учредителя бюджетного или автономного учреждения являются основой для установления окладов (надбавок), систем оплаты труда, размера страховых взносов и других показателей, необходимых для расчета и планирования средств в составе финансового обеспечения на выполнение задания для автономных и бюджетных учреждений, получающих соответствующую субсидию. Основным документом, регламентирующим порядок расчета всех видов нормативных затрат, является Минфина и Минэкономразвития России от 29.10.2010 № 137н/527 (далее — Приказ № 137н/527). Напомним, что для казенных учреждений, оказывающих государственные услуги в рамках выполнения государственного задания, его применение также обязательно.
Порядок расчета нормативных затрат на оказание государственных услуг для бюджетных и автономных учреждений по решению их учредителей может определяться либо согласно
Каждого работника интересует собственная заработная плата, однако на законодательном уровне важнее такое понятие, как «фонд оплаты труда», и не менее важно понимать, что оно в себя включает.
ФОТ – все денежные средства организации, рассчитанные на выплату работникам за их услуги за определенный период времени (чаще всего речь идет о годовом ФОТ). Данная сумма регулируется не только самой компанией, но и законодательством РФ, и работник может узнать, как она рассчитывается, от чего зависит и на что влияет.
Законодательное регулирование Согласно Федеральному Закону 201077-3 (Оплата труда во внебюджетных организациях) существуют три фонда:
Отдельно регулируется ФОТ для гражданских служащих и лиц гос аппарата. Он регулируется непосредственно Президентом РФ (федеральный закон 79-ФЗ) или, если речь идет о субъекте, законодательным органом этого субъекта.
к содержанию ↑ ФОТ и ФЗП Редкий сотрудник знает, что такое ФОТ и ФЗП.
ФОТ, как правило, включает в себя ФЗП, а также различный премии, социальные выплаты, а также все возможные поощрения, которые работодатель считает нужным предоставить работнику.
Содержание Хозяйственный механизм Регламент работы по бухгалтерскому обслуживанию школ, формы отчетности (отчет по экономии фонда оплаты труда, отчет об использовании сметы расходов).
Бухгалтерская отчетность состоит из — бухгалтерского баланса, — отчета о прибылях и убытках, приложений к ним и пояснительной записки, — а также аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту. Если при составлении бухгалтерской отчетности, исходя из правил ПБУ 4/99, организацией выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении,
В силу ст.
135 ТК РФ заработная плата устанавливается работнику трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Отдельные указания по разработке систем оплаты труда для учреждений государственного сектора содержатся в Единых рекомендациях, утверждаемых трехсторонней комиссией.
В статье рассмотрим положения данного документа и заострим внимание на его основных положениях.
Заработная плата и МРОТ. С 01.01.2023 в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 481‑ФЗ был увеличен МРОТ.
При этом в Единых рекомендациях обращено внимание на региональный МРОТ.
Он может устанавливаться в субъекте РФ региональным соглашением о минимальной заработной плате, но не может быть ниже МРОТ, закрепленного в федеральном законе.
Поскольку работодатель не имеет права выплачивать зарплату в размере менее МРОТ, в государственном (муниципальном) учреждении должен быть отрегулирован механизм, предусматривающий ее увеличение.
Отвечает Елена Павленко, эксперт формируется из объема бюджетных ассигнований на обеспечение выполнения функций учреждения и соответствующих лимитов бюджетных обязательств на оплату труда.
Размеры и условия выплат стимулирующего характера для сотрудников определяйте с учетом утвержденного учредителем Положения об оплате труда. Вместе с тем, для федеральных госорганов в 2016 году были установлены ограничения по премированию.
Так, нельзя премировать работников за счет экономии по фонду оплаты труда, которая возникла из-за вакантных должностей, превышающих 10 процентов утвержденной предельной численности госслужащих и других работников. Это установлено пунктом 37.1 постановления Правительства РФ от 28 декабря 2015 г.
№ 1456. На 2017 год также установлен запрет на использование вакантного фонда, образовавшегося за счет наличия вакансий свыше 10% предельной численности.
Об этом сказано в пункте 45 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2016 № 1551. Для учреждений уровня субъектов РФ или муниципальных образований такое ограничение могут установить соответствующие органы.
Нарушение установленного запрета будет являться нецелевым использованием бюджетных средств (Письмо Минфина России от 27.06.2016 № 14-07-11/37302). Обоснование 1. Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России Как установить систему оплаты труда в казенном учреждении (в редакции, действовавшей в 2016 году)
ПОСТАНОВЛЕНИЕот 28 декабря 2011 года N 140-пк(в ред. постановлений Администрации города Тюмени , , , , , , , , , , , , , , , )В соответствии со статьями 144, 145 Трудового кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьей 58 , Администрация города Тюмени постановила:1.
Утвердить Методику формирования фонда оплаты труда работников муниципальных учреждений города Тюмени согласно приложению 1 к настоящему постановлению.2.
Утвердить Положение об оплате труда руководителей муниципальных учреждений города Тюмени согласно приложению 2 к настоящему постановлению.2.1. Утвердить Порядок размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров муниципальных учреждений города Тюмени согласно приложению 3 к настоящему постановлению.(п.
2.1 введен постановлением Администрации города Тюмени )3. Административному департаменту Администрации города Тюмени (Векшина О.П.) обеспечить проведение предусмотренных трудовым законодательством мероприятий, связанных с изменением определенных сторонами условий трудовых договоров с руководителями муниципальных учреждений города Тюмени.4. Руководителям муниципальных учреждений города Тюмени:а) осуществить предусмотренные трудовым законодательством мероприятия, связанные с изменением определенных сторонами условий трудовых договоров с работниками;б) привести в соответствие с настоящим постановлением штатное расписание и иные локальные правовые акты.5.
Раздел I Общие положения 1.
Настоящее Положение устанавливает порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала государственных учреждений, воинских частей и организаций (далее именуется – годовой фонд оплаты труда).
2. Расчет годового фонда оплаты труда – финансово-плановый документ, составляемый финансово-экономическими органами государственных учреждений, воинских частей и организаций на очередной календарный год для определения потребности в бюджетных ассигнованиях на оплату труда гражданского персонала, содержащегося по штатам и зарегистрированным в установленном порядке штатным расписаниям за счет средств федерального бюджета. 3. Годовой фонд оплаты труда определяется отдельно по каждому коду бюджетной классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
4. Годовой фонд оплаты труда государственных учреждений, воинских частей и организаций, зачисленных на финансовое обеспечение в другие государственные учреждения, воинские части и организации, составляется отдельно. Раздел II Порядок составления годового фонда оплаты труда 5. При составлении годового фонда оплаты труда учитываются следующие показатели (по состоянию на 1 октября года, предшествующего планируемому): а) численность гражданского персонала государственных учреждений, воинских частей и организаций, предусмотренная штатами и утвержденными и зарегистрированными в установленном порядке штатными расписаниями.
При замещении в разрешенных случаях гражданским персоналом воинских должностей в годовом фонде оплаты труда учитывается фактическая численность замещаемых должностей.
Цель бюджета ФОТ Одна из самых затратных статей бюджета любой организации – фонд оплаты труда (ФОТ). Ошибки при планировании ФОТ могут существенно повлиять на весь бюджет организации, привести к серьезным последствиям.
В связи с этим ответственным за бюджетирование необходимо уделить данной задаче особое внимание и как можно более точно запланировать расходы на оплату труда персонала.
Ответственные за бюджетирование Как правило, бюджет ФОТ совместно разрабатывают: руководитель службы персонала; специалисты финансовой или планово-экономической службы: экономист по труду, бухгалтер по заработной плате, главный бухгалтер; сотрудники службы персонала, ответственные за планирование и контроль расходов, включенных в ФОТ (менеджер по кадровому учёту, менеджер по компенсациям и льготам); руководители подразделений (в рамках своего подразделения).
В зависимости от стандартов бюджетирования, основную ответственность за результат составления ФОТ возлагают, как правило, на руководителя службы персонала или, если в организации есть отдел организации труда и заработной платы (ОТиЗ), на руководителя данного отдела. Затем документы, обосновывающие затраты на оплату труда персонала, передаются в планово-экономические структуры, которые в форме калькуляций передают их в финансовый отдел для формирования общего бюджета затрат на персонал.
Основное назначение бюджета расходов на персонал — планомерное использование зарплатных средств.
Составляя такой бюджет на предстоящий год, экономисты и бухгалтеры анализируют экономические показатели по всем направлениям финансово-экономической деятельности учреждения, проводят инвентаризацию основных средств, дебиторской и кредиторской задолженности, закрывают финансирование за счет выделенных субсидий на выполнение государственного задания, проверяют остатки по всем счетам, составляют план финансово-хозяйственной деятельности на очередной год. Чтобы точно и быстро определить плановые назначения по всем видам расходов, используют программу Excel. В статье рассмотрим, как с помощью этой программы специалисты организации могут планировать фонд заработной платы.
Планирование фонда заработной платы является частью плана финансово-хозяйственной деятельности.
Планирование этого фонда позволяет заранее спрогнозировать и оценить предполагаемые расходы организации на трудовые ресурсы. Это особенно актуально там, где доля затрат на оплату труда составляет весомую часть в себестоимости продукции (выполнении работ, оказании услуг). Расходы на оплату труда относят на себестоимость продукции.
Чем больше затраты, тем меньше прибыль. Определение суммы фонда оплаты служит для разработки мероприятий по экономии затрат.
Следовательно, у организации появляется возможность увеличить рентабельность производства.